Изучать скрипичный гриф начинают с первой аппликатуры (табулатуры), в которой и пишутся все первые песенки для начинающих скрипачей, рассмотрим базовые звуки в первой позиции скрипки.
Незакрытые кружочками расстояния оставляют место для проходящих полутонов. Например, между МИ и ФА# находится чистое ФА так же, как и на клавиатуре, между ЛЯ и СИ – СИ бемоль (ЛЯ#) и т.д.
Как уже говорилось выше, расстояние «тон» между пальцами будет немного разным у начала струны и между, например 3 и 4 пальцами, которые находятся ближе к подставке.
Распространенная ошибка начинающих – ставить первый палец слишком низко, то есть близко к порожку, не учитывая, что это самый широкий «тон» на струне. От такой постановки руки мизинец не дотягивается до своего места, и кисть зажимается.
Обратите внимание на то, что есть повторяющиеся ноты на разных струнах.
Открытые струны РЕ, ЛЯ и МИ дублируются 4м пальцем, чистоту интонации которого удобно проверять по открытой струне.
Октавы СОЛЬ открытая – СОЛЬ(3) на струне РЕ,
РЕ открытая – РЕ(3) на струне ЛЯ,
ЛЯ открытая – ЛЯ(3) на струне МИ
также удобны для подстройки 3-го пальца по открытой струне. Чистые ноты в октаве сливаются в звучании.
На следующем этапе развития слуха скрипачи при надобности подстраивают под открытые струны и другие интервалы – терции, кварты и сексты.
Эти интервалы также могут сливаться в звучании, поскольку являются консонансами.
Кстати говоря, настройка открытых струн скрипки по квинтам также требует слитного чистого звучания обеих струн. Натуральный скрипичный строй дает квинты чуть шире, чем в темперированном фортепианном и отличается на слух.
При гаммообразном движении вверх чаще применяется открытая струна, вниз – 4й палец, хотя бывают другие варианты и исключения.
В оркестровой игре открытые струны стараются закрыть 4м или другими пальцами, чтобы в группе не звучал гул открытых струн, которые звучат ярче, чем другие звуки.
В народной музыке открытые струны наоборот используются часто и приветствуются, как аккомпанирующие квинты.
Также и в джазовой импровизации открытые струны не считаются помехой, поскольку, как правило, не звучат долго, а имеют проходящий характер.