В последние годы стали появляться минусовки для начинающих скрипачей, но немногие знают, как с ними правильно работать и как играть под минус.
Практика ДМШ такова, что концертмейстер входит в нелегкое положение начинающего скрипача и готов поддержать и подождать, если тот сбивается или теряет темп. При игре под минус это исключено, скрипач должен владеть материалом на 100%, а также уметь «ловить» на ходу при некоторых сбоях, которые неизбежны поначалу.
Остро стоит проблема чистой интонации на скрипке, но регулярная игра с аккомпанементом при правильных занятиях способствует совершенствованию гармонического слуха и повышению качества игры.
Хорошая игра под минус предполагает отдельную проработку ритмики, что не всегда происходит при классическом обучении.
План занятий с фонограммами
1. Выучить наизусть пьесу и петь ее под аккомпанемент (минимальный темп), называя ноты и следя за чистотой интонации
— с плюсом
— с минусом
2. В минимальном темпе на одном аккорде в аккомпанементе пропевать четверти, половинки и целые ноты (и те ритмические фигуры, которые встречаются в пьесе), на слоги «па-ту», «та-ка» или другие, внимательно слушая начало и конец каждой доли.
3. В минимальном темпе на одном аккорде проработать по открытым струнам те же длительности, что и голосом, мысленно пропевая их.
4. Петь выученную пьесу с плюсом и с минусом (минимальный темп), добавляя правой рукой движения, согласно ритму с учетом легато и указаний «вниз» и «вверх» смычком
5. Петь в минимальном темпе с плюсом и минусом, ставя пальцы левой руки, следя за чистотой интонации. Стараться думать и слышать ноты «вперед». Мысленно пропевать выученные ноты, постоянная мелодическая линия дает возможность при некоторых сбоях не останавливаться, а «поймать» на ходу и продолжать, постепенно приводя к 100% результату.
6. Соединить руки, играя в минимальном темпе под плюс, затем под минус, мыслить так же, как в п.5. Правая рука – ведущая, согласно п.3, пальцы левой руки подставлять под проработанную ритмику смычковой руки.
7. После уверенного освоения минимального темпа (интонация, смычок, удобство игры) перейти к следующему темпу, проработав все предыдущие пункты заново.
Освоение каждого темпа должно занять не меньше 2-3 дней, а то и больше, зависит от количества и качества занятий. Каждый темп должен «прижиться», зайти в подсознание, как удобный и естественный для игры.
При соединении рук есть этап «приигрывания» к минусовке, рекомендуется включить аккомпанемент погромче, а самому как бы ему подыгрывать (небольшой смычок и очень легкие нажатия пальцев), внимательно слушая и поправляя интонацию на ходу.
Проблема интонации на скрипке – одна из важнейших и на любом уровне бывает актуальна.
Решение этой проблемы:
— постоянная работа над тонкой настройкой слуха
— удобство и правильность постановки левой руки
Здесь мы не будем подробно рассматривать эту проблему, но хотелось бы обратить внимание на то, что ногтевые фаланги пальцев левой руки должны быть чрезвычайно гибкими, это дает возможность быстро и незаметно поправить не совсем точную интонацию.
Этот прием актуален в любых игровых ситуациях и на любом уровне, но для начинающих скрипачей при игре с минусовкой играет ключевую роль для интонирования на скрипке.
видео
————
Минусовые фонограммы для начинающих скрипачей, так же, как и для играющих, могут служить гармонической базой для занятий импровизацией.
На начальном этапе необходимо много петь, импровизируя, с аккомпанементом, это даст слуховую базу для дальнейших импровизаций на инструменте.