Скрипка — инструмент, требующий очень тонкого слуха, потому что на нем нет ни определенных клавиш, ни ладов, как на гитаре. Если слух недостаточен от природы, то возможно и необходимо его развитие.
Голос наиболее близок скрипке возможностью движения глиссандо вверх и вниз, тонкой нюансировкой, что дает возможность наибольшей виртуозности и выразительности.
Мозг закладывает программу о будущей музыке, а голос — инструмент наиболее близкий к мозгу. Мозговые сигналы не должны проходить через все тело и руки, поэтому развитие слуха, ритма и других музыкальных представлений через пение наиболее просто для учащегося.
При игре на инструменте задействуются сложные механизмы нейронов мозга, преобразующие, образно говоря, мысли в движения-звуки и наоборот.
Педагог может контролировать развитие слуха через пение, а через молчание — не может! :).
Педагог также может через пение (самый короткий путь) закладывать нужную информацию о музыке: чистота интонации, чтение нот, постановка ритма, фразировка, нюансировка, характер и т.д.
Все это и есть сольфеджио.
Слово «сольфеджио» — оно правильное, но очень абстрактное, поэтому немного пугает новичков — нужна расшифровка, тогда обучение сольфеджио происходит сознательно и приносит наибольшие результаты.
Изучаемый материал должен быть обязательно привязан к практике, тогда результаты очень ощутимы — от изучения гаммы до концерта на 3 страницы. Это значит, что любой музыкальный материал перед игрой на инструменте должен быть осознан и пропет.
Результатом правильных занятий станет чистая интонация при игре, развитие навыка глядя в ноты и не играя на музыкальном инструменте, слышать написанную музыку и возможность работать над нотным текстом без инструмента.
При работе над гармоническим слухом и изучением ритмики развивается способность импровизировать.
Польза занятий сольфеджио в полной мере относится и к другим музыкальным инструментам.