Итак, вздохнув, пару раз попив компот, сходив в туалет и разно-всячески потянув время, ребенок нехотя открывает футляр. Это нормально и почти неизбежно даже в том случае, если он потом увлечется занятиями и не заметит, как пролетит час-полтора (идеальный, замечательный вариант).
По порядку:
О р а з ы г р ы в а н и и. Свободный, правильно организованный аппарат скрипача в разыгрывании, понимаемом как разминка мышц, почти не нуждается. Он, скорее, нуждается в настройке, сосредоточении. Аппарат тяжелый (зажатый или просто силовой, когда игра идет скорее от движения, чем от представления) нуждается в том, чтобы его минут пять погоняли на Шрадике 5, сначала медленно, затем быстрее.
Что ж, это не вредно никому. Первый номер упражнений Шрадика хорош тем, что выстраивает позицию, которая является первоначальной основой интонации. Пальцы занимают «свои места» над струной и падают точно в цель — кроме четвертого, который все же не обязательно держать строго над своим местом на струне, потому что не у всех хватает длины мизинца, и тогда от дополнительного поворота кисти к грифу она обязательно зажмется.
Для особых случаев, когда надо разыграться тихо, или вовсе не издавая звуков (например, за сценой перед выступлением), есть один чудный способ, которым я спешу поделиться.
Поставив все четыре пальца на гриф, каждый на свою струну (1-й на струну «соль», 2-й на «ре» и т. д., на произвольные места), нужно погладить гриф каждым из пальцев, не поднимая остальные.
Заранее говорю: тем, у кого зажата кисть, это почти не удастся.
Граждане, освобождайтесь!
Затем проехаться всеми пальцами от первой позиции до конца грифа и обратно, не отрывая их от струн и скользя вдоль шейки (но не следя за позиционным расположением руки, просто как удобно) — размяли кисть.
Я готов играть. А вы?