RU
RU
Категории Меню

Занятия на скрипке

Гимнастика для рук скрипачейЗанятия на скрипке должны проходить в том же порядке, что и сейчас. Ты должна освоить всё, что тебе дали. И лишь после этого практического усвоения, у тебя изменится порядок занятий. Пока всё идёт нормально. Следует лишь добавить к этому больше прилежания и волевых усилий. Учти, что даже с помощью этих регулярных занятий можно достичь высочайших вершин мастерства.

Во время работы над произведением следует обратить особое внимание на мышечное состояние, потому что занятия с зажатыми и заблокированными мышцами станут непродуктивными и даже вредными. Они бесполезно займут массу драгоценного времени, вызовут чувство усталости и создадут негативное отношение к творческому процессу с фиксацией этого момента в памяти. При этом результат дальнейшего титанического труда окажется нулевым. Поэтому лучше пару минут потратить на освобождение мышц, сделав определённые упражнения на второй системе, чем бесполезно ковыряться дальше.

Насилие над зажатыми и заблокированными мышцами ни к чему хорошему не приведёт. Необходимо, чтобы все штрихи смычка были очень чёткими и ритмичными. Для этого тебе будут даваться соответствующие упражнения на смычковую и штриховую технику правой руки под метроном в строго определённом ритме. Не делай лишних движений. Они должны быть концентрированно необходимыми, то есть минимальными и строго экономичными. Но никогда не забывай делать всё это максимально свободной правой рукой. Зажатая правая рука даёт, во-первых — массу лишних и ненужных движений, во-вторых — звук низкого качества.

Всё вышесказанное относится и к развитию техники левой руки. Пальцы обязаны падать на струны чётко и уверенно, не делая никаких лишних движений. Они не должны находиться в кашеобразном состоянии. Каждый палец, в отдельности, должен быть чётким и ритмичным. Поэтому обязательно включи в свои ежедневные занятия упражнения на это. Обрати внимание на плавное соединение струн и смычка. Чёткость и силу пальцев левой руки можно выработать ритмичным сдёргиванием и пиццикато ими же. Побольше заостри внимание на этот момент и как можно больше времени потрать на то, чтобы укрепить свою левую руку. Постоянно для этого ставь задачу Верхам, чтобы они почаще обращали внимание на устранение твоих технических погрешностей и недостатков и давали для этого более сложные упражнения, желательно в сочетании с вокалом и под метроном. Чем требовательней ты станешь к себе, тем больше знаний и упражнений получишь с помощью второй системы. Сначала этюды будут очень простыми, но постепенно всё станет усложняться до величайших вершин мастерства. Успевай только работать и не лениться. Чем больше ты станешь заниматься каким-либо видом скрипичной техники, тем больше упражнений для её совершенства получишь. Обрати особое внимание на место, где ты держишь скрипку, то есть на шею и подбородок.

Скрипка не должна быть зажата между плечом и головою. Она должна находиться там в свободном состоянии. Так как когда ты её зажимаешь, то это порождает закрепощённость и блокировку мышц рук и тела, что автоматически препятствует возможности петь во время игры. При правильной постановке скрипки голова должна свободно вращаться во все стороны. Во время игры ни в коем случае нельзя зажимать свои плечи и сгорбливаться. Нужно всегда держать их ровно и свободно, следя при этом за раскрепощённостью мышц рук, плеч и шеи. Смычок должен летать по струнам, а не просто перемещаться.

Звукоизвлечение должно быть минимально лёгким без какого-либо чрезмерного силового нажатия на струны. Давление смычка на струны всегда должно быть минимальным, очень лёгким и стремительным. В дальнейшем, когда произведение будет более или менее выучено, нужно стремиться к тому, чтобы перестать контролировать левую и правую руку. Ты обязана слышать результат, а не то, каким трудом это достигнуто. Должен быть лишь контроль над тем, что выходит из твоей скрипки, не более того. Такая сценическая лёгкость достигается лишь при наличии хотя бы пятикратного запаса техники. Раздельное разучивание технических элементов для левой и правой руки порознь, возможно лишь в начальной стадии разучивания произведения. Но в дальнейшем ты не должна обращать внимание ни на правую, ни на левую руку. Они будут сами передвигаться, и всё станет зависеть лишь от того, что ты захочешь сыграть.

Ты не должна думать о нотах, штрихах, об аппликатуре и нюансировке. Это станет зависеть только от твоего творческого состояния и от общего плана исполняемого произведения. Когда ты перестанешь думать о технике левой и правой руки, всё будет автоматически получаться само по себе: и звук, и техника, и нюансировка. Настоящие Мастера никогда не думают о том, какую ноту и каким пальцем её нужно прижать, и что будет необходимо им сыграть в следующую минуту. Они видят лишь общий план произведения, ибо от него зависят все остальные детали. Но при читке с листа нужно уметь контролировать левую и правую руку, а также раскрепощённость каждой мышцы тела, при постоянном музыкальном предслышании последующих звуков в сочетании с внутренней пульсацией ритма.

Во время читки с листа без скрипки тело естественным путём будет разрелаксировано, и пальцы станут привыкать играть в расслабленном состоянии и без каких-либо зажимов. Перед проигрыванием или разучиванием произведения всегда старайся пару минут потратить на то, чтобы выслушать наставления Сверху по поводу более грамотного и продуктивного исполнения каких-либо технических компонентов или всего нотного материала в целом. И вообще, возьми себе за правило играть только осознанно и так, чтобы каждое твоё действие во время занятий находилось под контролем Высшего. Всегда старайся на тему любого произведения играть импровизацию в сочетании с рисунком, вокалом, танцем и йогой. Ибо скрипка лишь служит техническим средством для выражения во внешнем мире твоей яркой индивидуальности и неповторимости на духовном плане.